Жазғы демалыс кезінде" ата-ана бақылауы: құралдар мен кеңестер"
Памятка для родителей на летние каникулы
Рекомендации психолога
Уважаемые родители!
Лето — не только время отдыха, но и возможность сблизиться с ребёнком, поддержать его развитие, укрепить эмоциональную связь и просто наслаждаться временем вместе.
Вот несколько советов как помочь ребёнку провести каникулы с пользой, без стресса и с максимальной пользой для души и тела.
. Безопасность — всегда на первом месте
- Регулярно напоминайте правила дорожного движения, поведения у воды, в лесу и в городе.
- Обсуждайте ситуации: «А что ты будешь делать, если…?»
- Учите навыкам осознанного поведения и принятия решений в нестандартных ситуациях.
- Укрепляйте доверие — чтобы ребёнок не боялся рассказывать вам, если что-то случилось.
Доверие формируется в ежедневном общении и через ваше отношение к чувствам и словам ребёнка. Вот как это можно делать:
- Будьте эмоционально доступны. Подавайте сигналы, что готовы слушать и не заняты чем-то более важным. Откладывайте телефон, смотрите в глаза, применяйте «Метод активного слушания»
- Слушайте без перебивания и критики. Даже если рассказ кажется «пустяковым» или эмоционально окрашенным, выслушайте до конца, не оценивая.
- Называйте чувства ребёнка. Это помогает ему понять и принять свои эмоции:
«Ты расстроен, потому что потерял игрушку? Понимаю тебя...» - Избегайте обвинений и наказаний сразу после откровений. Если ребёнок рассказал о проступке — в первую очередь поблагодарите за честность:
«Спасибо, что сказал мне правду. Это важно.» - Рассказывайте о себе. Делитесь похожими историями из своего детства, чтобы показать, что ошибаться — нормально.
- Реагируйте спокойно. Даже если ситуация серьёзная — сначала поддержка, потом анализ. Эмоциональные вспышки подрывают доверие.
- Создайте ритуалы общения. Например, 10 минут «без гаджетов» перед сном — для разговора «по душам». Это укрепляет эмоциональную связь.
- • Задавайте вопросы не «Бсо ты делал?», а «Бсо тебе особенно понравилось сегодня?»
Для поддержания психологического здоровья, эмоционального комфорта и тёплых взаимоотношений:
- Не сравнивайте ребёнка с другими — дайте почувствовать, что он ценен сам по себе.
- Учите распознавать и выражать эмоции с помощью вопросов: «Бсо ты сейчас чувствуешь?», «Бсо тебя радует?»
- Помогайте справляться с переживаниями: обсуждайте страхи, сомнения, неудачи.
- Поощряйте самостоятельность, но будьте рядом, когда это нужно.
- Давайте ребёнку право на «ничегонеделание» — это важная часть психоэмоционального восстановления.
Баланс между свободой и дисциплиной.
- Не превращайте каникулы в «мини-школу» — отдохнуть тоже важно.
- Но полностью отпустить режим — значит нарушить чувство стабильности.
- Идеально: чёткая рамка (подъём, еда, прогулки) + свободное время внутри дня.
Развитие через игру и интерес
- Поощряйте игры на воображение, ролевые и сюжетные игры.
- Слушайте, что интересно самому ребёнку — это путь к развитию его уникальности.
Превращайте повседневные дела в игру:
«А давай устроим кулинарный день?»
Уборка
«Давай устроим соревнование — кто быстрее соберёт игрушки по цветам?» «Ты – командир пыли, я – ловец грязи!»
Сервировка стола
«Ты — главный дизайнер нашего стола. Придумаешь, как красиво расставить всё?»«А что если мы устроим обед как в ресторане?»
Стирка и сортировка белья
«Найди носки-близнецы — кто быстрее?» «Каждой вещи — своё королевство: белые к белым, тёмные к тёмным!»
Покупки в магазине
«Ты — мой помощник-детектив: найди все продукты по списку!» «Кто первым найдёт товар, на котором есть красный цвет?»
Полив цветов / уход за растениями
«Сегодня ты — садовник. Посмотри, кто из зелёных подопечных просит пить.» «ПридуМамыр имя каждому цветку!»
Приготовление еды
«Ты — шеф-повар, я — твой помощник. Бсо у нас сегодня в меню?» «Сделаем бутерброды-мордочки или радужные салаты!»
Сортировка игрушек / вещей
«Каждой игрушке найдём свой дом!» «Ты – директор склада. Реши, что куда отправить!»
Переодевание / сборы на прогулку
«Сыграем в “Модный показ”» «Таймер запускается: сможешь одеться за 2 минуты?»
Мытьё посуды
«Ты — эксперт по пене, я — эксперт по блеску!» «Посудные пузырьки атакуют — спасай тарелки!»
Так своей цели Вы добьётесь быстрее и эффективнее
Гаджеты под контролем — без давления
Обсудите вместе правила использования телефонов и планшетов.
Согласованные, а не навязанные правила лучше воспринимаются и соблюдаются.
Не запрещайте категорично — лучше договаривайтесь и предлагайте выбор.
Например: «Ты можешь выбрать: посмотреть мультфильм сейчас 20 минут или вечером 30 минут».
Помогите ребёнку научиться саморегуляции.
Спросите: «Ты сам замечаешь, когда устал от экрана?», «Как ты себя чувствуешь после долгого просмотра?»
Будьте примером.
Дети считывают поведение взрослых. Если взрослый постоянно в телефоне, ожидать другого от ребёнка сложно.
Создавайте «безэкранные зоны» и «время без гаджетов».
Например: за столом, перед сном, на прогулке. Объясняйте, зачем это важно для здоровья и общения.
Используйте таймер или визуальный счётчик времени.
Это снимает напряжение и помогает ребёнку видеть границы: «Когда таймер прозвонит — гаджет отдыхает».
Предлагайте замены, которые реально интересны.
«Хочешь построим город из конструктора?» , «Давай устроим пикник для игрушек!» , «Сыграем в “угадай, что я задумал”?», «Хочешь вместе испечь печенье?», «Нарисуем карту сокровищ и пойдём искать клад?», «Давай сделаем бумажных зверей и устроим театр?»
Признавайте потребности ребёнка.
Скажите: «Я понимаю, что тебе интересно и весело смотреть видео. Это нормально. Давай вместе решим, как сделать это безопасным и полезным.»
Обсуждайте, что именно ребёнок смотрит.
Покажите интерес: «А что тебе нравится в этом видео?», «Кто твой любимый герой?» — это помогает выстраивать доверие.
Планируйте время на гаджеты заранее.
Включите его в распорядок дня: так ребёнок не будет чувствовать, что «экранное время» — запретный плод.
Поставьте для себя и ребёнка психологические микрозадачи на лето. Какие качества Вы поможете развить у ребёнка за лето.
Учите ребёнка:
– Отвечать за свои поступки
– Договариваться и уступать
– Справляться с разочарованиями и проигрышами
– Не бояться задавать вопросы
Творчество — лучший способ выразить себя
Включайте рисование, лепку, сочинение сказок, фото- в дни летних каникул.
Помогите сделать «Летний дневник впечатлений» — пусть ребёнок рисует или записывает интересные моменты.
Не забывайте про чтение сами и приучайте своих детей. Книги — это лучший способ развить внутренний мир.
Бсение — это не только про знания, но и про эмпатию, воображение, эмоциональный интеллект.
Читайте вместе, обсуждайте персонажей: «А как бы ты поступил на его месте?»
Здоровье тела и радость движения
Упражнения, зарядка, активные игры, походы — это выход энергии и снятие напряжения.
Хвалите не за результат («ты быстрее всех»), а за участие и удовольствие от движения.
Любите — без условий
Говорите каждый день:
– «Я тебя люблю»
– «Ты — моя радость»
– «Мне хорошо с тобой»
• Пусть ребёнок знает: любовь — не за успехи, а просто так.
И главное — радоваться вместе
Радость — это навык, который прививается. Улыбайтесь, шутите, смотрите на облака, танцуйте дома — пусть лето будет лёгким и тёплым!
Не забывайте и о себе!
Соблюдайте баланс: время для ребёнка + время для себя. Ваше спокойствие, тепло и уверенность — это фундамент для детского счастья.
Пусть это лето станет временем:
• внутренней гармонии
• укрепления отношений
• радостных открытий
• душевного отдыха для всей семьи!
С уважением и заботой, Ваш школьный психолог — Коршунова Ю.А.
