Ата-аналарға арналған жадынама
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА,
ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ
Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Социально-психологическая поддержка (в школе, семье) – это процесс:в ходе которого взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
- Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
- Забыть о прошлых неудачах.
- Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.
- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребенка, симпатии (а родители – любви) к нему.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Потери
- Разрыв романтических отношений.
- Смерть любимого человека.
- Смерть домашнего животного.
- Потеря «лица» (например, мальчик, который публично заявил что намерен стать капитаном футбольной команды и не смог этого сделать; девочка, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута).
- Развод родителей.
Давления
- Давления в школе (стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание).
- Давление со стороны сверстников. (Стремление быть принятым; нравы группы; сходства в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия).
- Давление родителей (успех; деньги; выбор колледжа; хорошие друзья; подобающее образования; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями в вопросах воспитания; одежда, музыка; «проповеди родителей», а не личный пример).
Низкая самооценка
- Физическая непривлекательность.
- Ощущение второсортности.
- Сексуальность.
- Одежда.
- Физическое бессилие.
- Неуспешность в учебе.
Недостаток общения
Чувства изолированности, одиночества, изгойства.
Бесперспективность и безнадежность
Мрачное видение будущего, подавленность чувством безысходности.
ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ
- Недавние потери, связанные со смертью, разводом, разрывом взаимоотношений, потери денег, самоуверенности, самооценки, школьные проблемы.
- Утраченная вера в идеалы
- Потеря интереса к дружбе, увлечениям, жизненной деятельности, ранее доставлявшим удовольствие.
- Беспокойство о деньгах, болезни (либо реальных, либо надуманных).
- Изменение характера – угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия.
- Изменение в поведении – неспособность сосредоточиться в школе, на уроках, постановка рутинных задач.
- Нарушение режима сна – бессонница, часто с ранним пробуждением или наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары.
- Нерегулярный прием пищи – потеря аппетита, веса, обжорство.
- Боязнь потерять контроль, сойти с ума, причинить вред себе или окружающим.
- Ощущение беспомощности, бесполезности, «безучастности», «всем будет без меня лучше».
- Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе.
- Безнадежное будущее, «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать плохо».
- Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
- Суидидальные импульсы, заявления, планы.
- Раздача любимых вещей.
- Прежние попытки суицида или жесты.
- Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость – могут указывать на скрытую депрессию.
Признаки вероятности реализации суицидальных тенденций:
- Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (знакомым, родственникам, любимым в письменной форме);
- Косвенные намёки на возможность суицидальных действий (появление в кругу коллег с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода и т. п., игры с оружием, имитирующие самоубийство);
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (таблеток, отравляющих веществ и жидкостей);
- Фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
- Символическое прощание клиента с ближайшими родственниками (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.д.);
- Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- Сужение круга контактов, стремление к уединению.
Учитывая системный характер детерминации суицидального поведения, профилактическую работу надо проводить комплексно, включая мероприятия общего и специального плана.
Попытки СУ в младшем школьном возрасте крайне редки, но мысли о нём, попытки происходят довольно часто.
Маленькие суицидальные дети думают, что смерть явление преходящее (не понимая смысла). Их суицидальные мысли – желание наказать родителей, избавиться от болезненных чувств, уйти из трудной ситуации.
- При смерти одного из родителей ребёнок может хотеть воссоединиться с ним.
- Асоциальное поведение родителей является фактором, резко повышающим риск СУ (ссоры, частые длительные отъезды, неприятие ребёнка). Дети в этих ситуациях не чувствуют себя любимыми, у них возникают амбивалентные чувства по отношению к родителям (например, любовь и гнев). Гнев по отношению к родителям может вызвать чувство вины у ребёнка и как следствие желание избавиться от него, а затем уйти (в прямом смысле слова).
- Суицидальное поведение может быть вызвано чрезмерным беспокойством по поводу учебной деятельности (одарённые дети более склонны к СУ, т.к. их требования к себе и стандарты завышены).
Не вылеченная депрессия в раннем возрасте ведет к суицидальным мыслям в подростковом и взрослом возрасте. Если вы заметили ,вышеперечисленные признаки ,в поведении своего ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью в психологическую службу гимназии или поликлинику по месту жительства.