Әдістеме міндетті мектеп формасына қойылатын талаптардың сақталуы туралы ата-аналармен және оқушылармен ақпараттық-түсіндіру жұмыстары
Методика
информационно-разъяснительной работы с родителями и учащимися о соблюдении требований,предъявляемых к обязательной школьной форме
Глава 1. Общие положения
Методика информационно-разъяснительной работы с родителями и учащимися о соблюдении требований, предъявляемых к школьной форме (далее - методика) была разработана в целях обеспечени оперативного межведомственного реагирования и кординации действий по провдению и оказанию всесторонней помощи по проведению информационно- разъяснительной работы с родителями и учащимися по соблюдению требований, предъявляемых к школьной форме перыми руководителями местных органов власти, местные исполнительные органы и организаций образования.
В координационной работе принимают участие: центры определения и содействия в разьяснительной работе, местные исполнительные органы, организации образования, Департамент воспитательной работы и допольнительного образования Министерства просвещения Республики Казакхстан и иные заинтересованные лица.
Заместители акимов областей, городов и районов самостоятельно осуществляют координацию работы в обеспечений контроля и защиты прав детей по установленным фактам, оказание помощи и поддержки педагогам.
Глава 2. Законы республики Казахстан и
обьяснения к нормативно правовым актам
Согласно Конституции Республика Казахстан является светским, правовым государством.
Светскость - утверждает, что все организации, лица на территории государства должны функционировать в соответствии с законами и правовыми актами Республики Казахстан, а не религиозными правилами.
Поэтому в светской стране религиозным институтам запрещено вмешиваться в государственные дела.
Правовое государство-требует, чтобы все люди при общественных отношениях подчинялись только закону а не другим правилам (религиозным, групповым, идеологическим и т д.). Поэтому лицо, нарушившее закон, строго наказывается.
Каждый гражданин Республики Казахстан обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан.
Светскость и правовое государство - главный принцип обеспечивающий единство нашего государства, равенство и свободу людей.
Нарушение этих принципов угрожает государству и обществу, интересам граждан. Поэтому защита принципов светскости и правового государства является обязанностью всех государственных органов и организаций, общественных организаций, долг каждого гражданина. Все детские сады, школы и колледжи Казахстана являются светскими учреждениями независимо от форм собственности (только в медресе разрешены религиозные занятия, религиозная артибутика). В школах должны строго соблюдаться правила светскости.
Следовательно, эти учреждения, их сотрудники и обучающиеся, воспитанники, их матери-матери обязаны строго соблюдать в организациях образования нормы, ограничения и требования, установленные законами Республики Казахстан.
Государство не вмешивается в определение чьими-либо взглядами на религию и религиозными убеждениями, в воспитание детей в соответствии с убеждениями родителей или их иных законных представителей. Защита ребенка берет на себя в случаях, если она угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает его ответственность.
Поэтому в школе должны соблюдаться общепринятые правила делового этикета, в том числе правила ношения одежды и головных уборов в стенах учебного заведения.
Пунктом 15-1 статьи 47 Закона Республики Казахстан «Об образовании» установлено, что «ОБУЧАЮЩИЕСЯ в организациях среднего образования обязаны соблюдать требования к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования. В иных организациях образования обучающиеся обязаны соблюдать установленную в организации образования форму одежды».
Пунктом 6 статьи 49 настоящего закона закреплено, что РОДИТЕЛИ И ИХ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ должны «выполнять требования к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования».
Следовательно, и школьники, и родители обязаны соблюдать установленную законом форму одежды. Обеспечение выполнения этих норм возложено на государственные органы, организации, общественные организации.
Соблюдение этих норм, в том числе Устава школы и правил внутреннего распорядка (требования к школьной форме), не нарушает свободы совести, а, наоборот, стимулирует выполнение обязательств перед государством.
Внешний вид учащихся должен соответствовать общепринятым нормам социально-делового стиля и носить светский характер, в том числе головной убор. Из-за этого школьное руководство НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ НОСИТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ ОДЕЖДУ ИЛИ ОДЕЖДУ, КОТОРАЯ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ. Ношение головных уборов в здании школы также не соответствует общепринятым правилам делового этикета и внутреннему распорядку учебных заведений.
Требования к образцу школьной формы утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан (от 14 января 2016 года №26) (с дополнениями и изменениями в соответствии с ст. 7.08.2023г. №250).
Школьная форма, утвержденная приказом, вводится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и подразделяется на ежедневную, праздничную и спортивную.
Школьная форма для мальчиков:
- куртка, жилет, брюки, праздничная рубашка, повседневная рубашка, либо трикотажная куртка/кардиган на пуговицах или молнии, рубашка-поло или тенниска (в зимнее время: трикотажный жилет, водолазка). Брюки для мальчиков свободно сшиты и закрывают щиколотки по длине.
Школьная форма для девочек:
- куртка, жилет юбка, брюки, классическая рубашка, либо трикотажная куртка/кардиган на пуговицах или молнии, рубашка-поло или тенниска (в зимнее время: трикотажный жилет, сарафан, водолазка). Брюки для девочек свободно сшиты и по длине закрывают щиколотки.
При выборе школьной формы и ее ежедневном ношении пункты 13 и
16 приказа запрещают:
НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧАТЬ в школьную форму ЭЛЕМЕНТЫ одежды, относящиеся к различным РЕЛИГИОЗНЫМ КОНФЕССИЯМ;
- запрещается носить одежду и аксессуары с травматической фурнитурой по требованиям, предъявляемым к школьной форме;
При выборе школьной формы и ее ежедневном ношении в пунктах 14; 15; 17 и 18 приказа допускается следующее:
- допускается размещение на школьной форме знаков отличия (знаков, швов, шевронов и тд.) организации среднего образования;
- требования к школьной форме реализуются с учетом климатических условий, места проведения учебных занятий и температурного режима в учебном здании;
- при внедрении школьной формы внимание уделяется составу ткани;
- в качестве ткани школьной формы следует использовать полушерстяные и хлопчатобумажные, обладающие улучшенными свойствами, износостойкие, антибактериальные, антимикробные и антистатические.
Решение о внесении изменений в школьную форму в соответствии с требованиями приказа принимается по согласованию с Советом (попечительский совет, родительский комитет, школьное самоуправление). В обсуждении вопросов о школьной форме участвуют родители и иные законные представители детей, члены школьного самоуправления, попечительский совет и родительский комитет, и выносимые решения и предложения должны строго соблюдаться на соответствие требованиям Приказа.
Глава 3. Алгоритм реализации плана действий по соблюдению
требований к школьной форме на 2024 год
В каждой организации образования должны быть определены и сформированы списки несовершеннолетних, интересующихся религиозными идеями.
За учащимися должен быть закреплен ответственный заместитель директора школы, а также не менее 3-х сотрудников школы который ежедневно ухаживает за ними и проверяет их на соответствие требованиям школьной формы.
Работники организаций образования при выявлении в каждой организации образования несовершеннолетних, интересующихся религиозными идеями, и наличии факта нарушения требований школьной формы:
1) незамедлительно информировать первого руководителя школы и районный отдел образования;
2) зарегистрировать выявленный факт в соответствии с действующим законодательством;
3) беседовать с учеником и родителями, нарушившими требования школьной формы, разъяснять правовые акты и требования закона.
4) в отношении учащегося и родителей, нарушивших требования к школьной форме, не должны приниматься меры перед учащимися, другими учителями школы, общественности.
4. За соблюдением требований школьной формы в каждом областном управлении образования городов Астаны, Алматы, Шымкента и районных отделах образования должно быть закреплено ответственное лицо на уровне заместителя первого руководителя.
5. при поступлении информации о выявленном факте от каждой организации образования работники отделов районного отдела образования и областных управлений образования:
1) зарегистрировать выявленный факт в соответствии с действующим законодательством;
2) по каждому случаю, когда в школе произошел факт нарушения требований к школьной форме, ответственные работники (с указанием фамилии, класса, места жительства ‘учащегося, данных о родителях) в течение 1 рабочего дня уведомляют орган внутренних дел, местный исполнительный орган по религиозным делам и департамент воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки обязательно.
Запрещается публиковать материалы, содержащие личные данные ребенка и его семьи (данные, удостоверяющие личность, фотографии, адреса, наименования организаций образования и тд.), а также материалы, позволяющие достоверно идентифицировать ребенка.
Во все Уставы школ должен быть проведен анализ, В который должны быть внесены дополнения по требованиям к школьной форме, по организации профилактической работы по предупреждению ее нарушений.
Информационный стенд о требованиях к школьной форме должен быть вывешен на подъездных площадках всех школ (с расстояния не менее 10 метров).
Информационные буклеты, брошюры и презентации о требованиях к школьной форме должны быть разработаны и разосланы каждому родителю, каждому учащемуся.
Детям и их родителям, которые на постоянной основе могут игнорировать требования к школьной форме, необходимо проводить разъяснительную работу не реже двух раз в месяц. В разговоре с родителями использование тезисов о том, что вера в религию-это прежде всего не внешние атрибуты, а намерения и мысли. Индивидуальные беседы с родителями детей, приехавших в организации образования в хиджабах, платках, отказывающихся посещать школы по религиозным убеждениям, при необходимости с участием богословов, юристов, психологов.
В рамках работы Центра психолого-педагогического сопровождения родителей необходимо проводить постоянную разъяснительную работу с родителями о школьной форме.
Попечительскому совету школы родительскому комитету, активным группам организаций школьного самоуправления необходимо проводить информационные встречи об обязательной школьной форме и предъявляемых к ней требованиях.
При разъяснении требований к школьной форме директор школы, а также другие сотрудники школы не должны допускать конфликтов с родителями, проявлять сдержанность и поддаваться провокациям. Внимательно выслушивая родителей, избегая противоречий в ведя конструктивный диалог, они должны дать им возможность высказать свое мнение.
В соответствии с Уставом каждой школы о приходе ребенка в школу в следующем, новом учебном году в светской школьной форме, содержание договора необходимо обсудить на попечительском совете, утвердить на общем родительском собрании и прийти к соглашению.
Учащимся необходимо проводить разъяснительную работу по обязательной школьной форме (интерактивные мероприятия или ролевые игры, воспитательные и классные часы, внеклассные мероприятия).
Областные управления образования должны вносить ежемесячную информацию и предложения об исполнении плана действий в департамент воспитания и дополнительного образования МП РК до 5 числа каждого месяца.
Руководители областных управлений образования несут персональную ответственность за достоверность и качество предоставленной информации.