Жазғы демалыс кезінде" ата-ана бақылауы: құралдар мен кеңестер" » КГУ "Гимназия №27"
Коммунальное государственное учреждение
"Гимназия №27"
Управления образования города Алматы
Телефон приемной:
+7(727) 2432630
Телефон бухгалтерии:
+7(727) 2493246
Напишите нам: eOtinish.kz
Версия
для слабовидящих
» » Жазғы демалыс кезінде" ата-ана бақылауы: құралдар мен кеңестер"
26
май
2025

Жазғы демалыс кезінде" ата-ана бақылауы: құралдар мен кеңестер"

«Родительский контроль: инструменты и советы» в период летних каникул

Памятка для родителей на летние каникулы

Рекомендации психолога

Уважаемые родители!
 Лето — не только время отдыха, но и возможность сблизиться с ребёнком, поддержать его развитие, укрепить эмоциональную связь и просто наслаждаться временем вместе. 

Вот несколько советов как помочь ребёнку провести каникулы с пользой, без стресса и с максимальной пользой для души и тела.

. Безопасность — всегда на первом месте

  •  Регулярно напоминайте правила дорожного движения, поведения у воды, в лесу и в городе.
  • Обсуждайте ситуации: «А что ты будешь делать, если…?»
  • Учите навыкам осознанного поведения и принятия решений в нестандартных ситуациях.
  •  Укрепляйте доверие — чтобы ребёнок не боялся рассказывать вам, если что-то случилось.

Доверие формируется в ежедневном общении и через ваше отношение к чувствам и словам ребёнка. Вот как это можно делать:

  • Будьте эмоционально доступны. Подавайте сигналы, что готовы слушать и не заняты чем-то более важным. Откладывайте телефон, смотрите в глаза, применяйте «Метод активного слушания»  
  • Слушайте без перебивания и критики. Даже если рассказ кажется «пустяковым» или эмоционально окрашенным, выслушайте до конца, не оценивая.
  • Называйте чувства ребёнка. Это помогает ему понять и принять свои эмоции:
     «Ты расстроен, потому что потерял игрушку? Понимаю тебя...»
  • Избегайте обвинений и наказаний сразу после откровений. Если ребёнок рассказал о проступке — в первую очередь поблагодарите за честность:
     «Спасибо, что сказал мне правду. Это важно.»
  • Рассказывайте о себе. Делитесь похожими историями из своего детства, чтобы показать, что ошибаться — нормально.
  • Реагируйте спокойно. Даже если ситуация серьёзная — сначала поддержка, потом анализ. Эмоциональные вспышки подрывают доверие.
  • Создайте ритуалы общения. Например, 10 минут «без гаджетов» перед сном — для разговора «по душам». Это укрепляет эмоциональную связь.
  • Задавайте вопросы не «Что ты делал?», а «Что тебе особенно понравилось сегодня?»

Для поддержания психологического здоровья, эмоционального комфорта и тёплых взаимоотношений:

  •  Не сравнивайте ребёнка с другими — дайте почувствовать, что он ценен сам по себе.
  •  Учите распознавать и выражать эмоции с помощью вопросов: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что тебя радует?»
  •  Помогайте справляться с переживаниями: обсуждайте страхи, сомнения, неудачи.
  •  Поощряйте самостоятельность, но будьте рядом, когда это нужно.
  •  Давайте ребёнку право на «ничегонеделание» — это важная часть психоэмоционального восстановления.

 Баланс между свободой и дисциплиной.

  •  Не превращайте каникулы в «мини-школу» — отдохнуть тоже важно.
  • Но полностью отпустить режим — значит нарушить чувство стабильности.
  •  Идеально: чёткая рамка (подъём, еда, прогулки) + свободное время внутри дня.

 Развитие через игру и интерес

  •  Поощряйте игры на воображение, ролевые и сюжетные игры.
  •  Слушайте, что интересно самому ребёнку — это путь к развитию его уникальности.

 Превращайте повседневные дела в игру: 

«А давай устроим кулинарный день?» 

Уборка
 «Давай устроим соревнование — кто быстрее соберёт игрушки по цветам?» «Ты – командир пыли, я – ловец грязи!»

Сервировка стола
 «Ты — главный дизайнер нашего стола. Придумаешь, как красиво расставить всё?»«А что если мы устроим обед как в ресторане?»

Стирка и сортировка белья
 «Найди носки-близнецы — кто быстрее?» «Каждой вещи — своё королевство: белые к белым, тёмные к тёмным!»

Покупки в магазине
 «Ты — мой помощник-детектив: найди все продукты по списку!» «Кто первым найдёт товар, на котором есть красный цвет?»

Полив цветов / уход за растениями
 «Сегодня ты — садовник. Посмотри, кто из зелёных подопечных просит пить.» «Придумай имя каждому цветку!»

Приготовление еды
 «Ты — шеф-повар, я — твой помощник. Что у нас сегодня в меню?» «Сделаем бутерброды-мордочки или радужные салаты!»

Сортировка игрушек / вещей
 «Каждой игрушке найдём свой дом!» «Ты – директор склада. Реши, что куда отправить!»

Переодевание / сборы на прогулку
 «Сыграем в “Модный показ”» «Таймер запускается: сможешь одеться за 2 минуты?»

Мытьё посуды
 «Ты — эксперт по пене, я — эксперт по блеску!» «Посудные пузырьки атакуют — спасай тарелки!»

Так своей цели Вы добьётесь быстрее и эффективнее



Гаджеты под контролем — без давления

Обсудите вместе правила использования телефонов и планшетов.
 Согласованные, а не навязанные правила лучше воспринимаются и соблюдаются.

Не запрещайте категорично — лучше договаривайтесь и предлагайте выбор.
 Например: «Ты можешь выбрать: посмотреть мультфильм сейчас 20 минут или вечером 30 минут».

Помогите ребёнку научиться саморегуляции.
 Спросите: «Ты сам замечаешь, когда устал от экрана?», «Как ты себя чувствуешь после долгого просмотра?»

Будьте примером.
 Дети считывают поведение взрослых.  Если взрослый постоянно в телефоне, ожидать другого от ребёнка сложно.

Создавайте «безэкранные зоны» и «время без гаджетов».
 Например: за столом, перед сном, на прогулке. Объясняйте, зачем это важно для здоровья и общения.

Используйте таймер или визуальный счётчик времени.
 Это снимает напряжение и помогает ребёнку видеть границы: «Когда таймер прозвонит — гаджет отдыхает».

Предлагайте замены, которые реально интересны.
 «Хочешь построим город из конструктора?» , «Давай устроим пикник для игрушек!» ,  «Сыграем в “угадай, что я задумал”?», «Хочешь вместе испечь печенье?», «Нарисуем карту сокровищ и пойдём искать клад?»,  «Давай сделаем бумажных зверей и устроим театр?»

Признавайте потребности ребёнка.
 Скажите: «Я понимаю, что тебе интересно и весело смотреть видео. Это нормально. Давай вместе решим, как сделать это безопасным и полезным.»

Обсуждайте, что именно ребёнок смотрит.
 Покажите интерес: «А что тебе нравится в этом видео?», «Кто твой любимый герой?» — это помогает выстраивать доверие.

Планируйте время на гаджеты заранее.
 Включите его в распорядок дня: так ребёнок не будет чувствовать, что «экранное время» — запретный плод.

Поставьте для себя и ребёнка психологические микрозадачи на лето. Какие качества Вы поможете развить у ребёнка за лето.

 Учите ребёнка:

 – Отвечать за свои поступки

– Договариваться и уступать

 – Справляться с разочарованиями и проигрышами

 – Не бояться задавать вопросы


Творчество — лучший способ выразить себя

Включайте рисование, лепку, сочинение сказок, фото- в дни летних каникул.

Помогите сделать «Летний дневник впечатлений» — пусть ребёнок рисует или записывает интересные моменты.

Не забывайте про чтение сами и приучайте своих детей. Книги — это лучший   способ развить внутренний мир.

 Чтение — это не только про знания, но и про эмпатию, воображение, эмоциональный интеллект.

Читайте вместе, обсуждайте персонажей: «А как бы ты поступил на его месте?»

Здоровье тела и радость движения

Упражнения, зарядка, активные игры, походы — это выход энергии и снятие напряжения.

 Хвалите не за результат («ты быстрее всех»), а за участие и удовольствие от движения.

 Любите — без условий

 Говорите каждый день:

 – «Я тебя люблю»

– «Ты — моя радость»

– «Мне хорошо с тобой»

• Пусть ребёнок знает: любовь — не за успехи, а просто так.

И главное — радоваться вместе

Радость — это навык, который прививается. Улыбайтесь, шутите, смотрите на облака, танцуйте дома — пусть лето будет лёгким и тёплым!

Не забывайте и о себе!

Соблюдайте баланс: время для ребёнка + время для себя. Ваше спокойствие, тепло и уверенность — это фундамент для детского счастья.


Пусть это лето станет временем:

• внутренней гармонии
 • укрепления отношений
 • радостных открытий
 • душевного отдыха для всей семьи!



С уважением и заботой, Ваш школьный психолог — Коршунова Ю.А.


Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив